MENU
Главная » Статьи » Мои статьи

Собственно, о сайте и языке / Сайттъ дъ кел̃д̃е / Сайттъ дъ келде

Я издавна неровно дышал ко всяким возрождениям. Собственно, началось всё с фильма «Конан-варвар» – того самого, с Арнольдом нашим Шварценеггером. Меня привлекло загадочное слово «киммериец». С них я и начал интересоваться историей Крыма, где жил на тот момент.

А вскоре появилась идея один такой древний народ возродить. Это были тавры, древние аборигены горного Крыма. Я представлял себе что-то вроде современного реконструкторского проекта «Один в прошлом», который несколько лет назад стартовал в Подмосковье. Вот только жить в посёлке раннего железного века я собирался не в течение полугода, а всю жизнь, занимаясь скотоводством, земледелием и, время от времени, принимая в посёлке туристов.

Сейчас я понимаю, что это был эскапизм. Я мечтал бежать в горы подальше от цивилизации, от всех проблем украинского Крыма девяностых, от безденежья и отсутствия перспектив… Неосуществимая мечта… Зато расширил кругозор и познакомился со многими интересными людьми.

А потом много чего произошло. Я уехал в Москву, обзавёлся семьёй, – и однажды узнал, что в России тоже есть энтузиасты, занимающиеся возрождением вымерших народов. Только куда более близкими современным людям и по времени, и по крови.

Это был неомерянский проект, подробно останавливаться на котором не буду – в Сети масса материалов; ищите и обрящете. Поиграв в восстановление новомерянского языка (люблю конланги, пытался и сам их придумать, но лингвист из меня неважный), я понял, что не моего это ума дело – тут нужен специалист. И оказалось, такой специалист есть, и он даже «возродил» уже язык муромы. Это Виталий Чернявский, московский врач и полиглот, увлечённый финно-угорскими языками.

Собственно, по моему сугубо личному мнению, для подлинного возрождения нужно обладать хотя бы крошечным текстом, дабы иметь представление о восстанавливаемом языке. Такие тексты были в руках специалистов, возродивших корнуолльский язык, и воссоздавших новопрусский. Увы – ни меря, ни мурома, ни мещера не оставила ни строчки текста, по которому можно было бы судить о языках этих народов. Лишь топонимы. Но географические названия порой наслаиваются друг на друга в течение тысяч и сотен лет, подвергаются искажениям, и трудно бывает соотнести их с тем или иным этносом и эпохой.

Посему, можно ли назвать муромский язык возрождённым, восстановленным? Не более ли правильно отнести его к конлангам?

Виталий Чернявский с подобным категорически не согласен, указывая на то, что конланг - именно искусственный язык вроде эсперанто или воляпюка, подчёркивая то, что муромский воссоздан на живой основе - поволжско-финских языках и топонимике.

О муромском, как раз на основе анализа топонимов, можно сказать лишь, что это был язык, близкий мордовским – эрзянскому и мокшанскому, но всё же отличный от них (ну, ещё плюс данные археологии, подтверждающие, что мурома была народом именно финно-угорским, а не славянским или балтским). Так, на территории обитания муромы не встречается гидроним лей/ляй – «река», который является важным маркером присутствия в регионе мордовского населения. Территория нынешней республики Мордовия и прилегающих областей, некогда населённых мордовскими племенами, изобилует названиями типа: Ляпляй, Шевырляй, Ашлей, Каргалей… При этом, учитывая, что русскоязычным жителям окрестностей Мурома было свойственно «уканье», когда «у» вставлялось в речь там, где его вовсе быть не должно (угурод, угурец), можно сделать вывод, что муромский был близок тем диалектам эрзянского языка, которым свойственна замена звука «о» на «у», если первый звук в основе – «у»: куду вместо кудо «дом», туву вместо туво «свинья»…

Воссоздание языков совершается либо ради научных целей (так, например, лингвисты восстанавливают фонетику, лексику и грамматику предка всех индоевропейских языков), либо с целью вернуть язык к жизни. А значит, вернуть к жизни и вымерший некогда народ. Вымерший не буквально, а лишь утративший свой родной язык, слившийся с другим, доминирующим народом. Так некогда перешло на английский кельтское население полуострова Корнуолл, а жители Пруссии заговорили на немецком, утратив балтский прусский язык. Перешли на латышский ливы. Точно так же по-русски заговорила и мурома.

Согласно официальной науке, мурома полностью ассимилируется пришлыми славянами веке этак в ХI. В качестве доказательства приводятся данные археологии, согласно которым именно к этому времени сходят на нет самобытные украшения муромских женщин и специфический обряд погребения, и население региона полностью уподобляется в материальной культуре славянам.

Подобное утверждение не выдерживает никакой критики. Этак, через пять тысяч лет, оценивая нашу эпоху, археологи будущего скажут, что на рубеже ХХ и ХХI веков США, видимо, захватила СССР, уничтожив и ассимилировав местное славянское население. Потому и не встречаются более привычные пуговицы завода «Большевичка», бутылки от лимонада «Буратино» и остатки советских автомобилей, зато в изобилии заклёпки от джинсов, бутылки от «Кока-колы» и ржавые обломки западных машин…

С муромой случилось то же самое – культурная ассимиляция при сохранении собственного языка. И надо думать, упоминаемая в «Книге Полоцкого похода» XVI века муромская мордва – это та самая мурома. Равно как и «татары, называемые мордвой», по словам одного европейского путешественника, в изобилии населявшие Муром ещё в XVII веке. Окончательная нивелировка произошла только веку к XX. Потому как, согласно воспоминаниям самого В. Чернявского, он ещё в 80-е годы прошлого века беседовал с человеком, который утверждал, что он «мурома́р». Понятно, это не научно зафиксированный факт, но подобное вполне возможно.

Можно ли возродить «вымершую» мурому, используя язык, созданный Виталием Чернявским на основе мордовских (и других финно-угорских) языков и топонимики? Теоретически – да.

Зачем это нужно? В. Чернявский сообщает, что язык создавал по заказу людей, считающих себя потомками муромы и желающих на нём говорить.

Что же до меня самого... Некоторым интересно смотреть, как двадцать два мужика бегают по полю, пытаясь загнать в ворота мяч. Другим нравится мёрзнуть зимой у проруби, пытаясь вытащить на лёд пару-тройку мелких рыбёшек… Меня, вот, заинтересовал новомуромский язык. Много лет назад в Крыму я мечтал, чтобы какой-нибудь академик воссоздал для меня на основе санскрита язык индоариев-тавров. Но с таврами у меня никакого кровного родства нет. А вот с муромой – как знать? Предки-то из Поволжья…

Категория: Мои статьи | Добавил: pedrevan73 (07.09.2016)
Просмотров: 317 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 10
avatar
0
1 semelkin • 15:38, 02.02.2019
Жаль что не осталось текстов. У меня предки по одной линии с села Чаадаево Муромского района. Хотя я  сам никогда в этих краях не был. Я случайно заинтересовался муромским языком потому что изучал в то время финский язык. Вообще помню что он как предполагают гораздо ближе стоял к эстонскому и финскому чем к мордовскому. КосвеннВ интервью информационному агентству STT профессор Олли Каллиониеми сказал, что генетически финны сильно отличаются от остальных европейцев. Настолько сильно, что данные о генофонде финнов нельзя использовать при проведении общеевропейских медицинских исследований.
"Ученый Самули Рипатти отметил, что языковое родство не помогает выяснить происхождение народа. Так, оказалось, что генетически финны ближе всего к голландцам и к русским, проживающим в районе города Мурома Владимирской области. А с теми же венграми, входящими вместе с финнами в одну языковую группу, с точки зрения генетики у финнов нет почти ничего общего.о это думаю подтверждается недавними генетическими исследованиями. " http://finugor.ru/kv/node/13433
avatar
0
2 semelkin • 23:25, 02.02.2019
Думаю эти генетические исследования косвенно подтверждают то что муромский язык был очень близок именно к финскому ведь такая близость не могла быть случайной
avatar
0
3 pedrevan73 • 09:14, 05.02.2019
Генетика не значит ровным счётом ничего. Одни гаплогруппы могут быть как у русского, как у татарина, так и у мордвина. О языке муромы можно судить лишь по топонимике, а она, по моим наблюдениям, имеет много общего как с мордовскими, так и с марийским языками.
avatar
0
8 semelkin • 21:47, 05.02.2019
Совершенно не соглашусь с тем что генетика "не значит ровным счетом ничего" surprised  Как она может не значить если она показывает ЭТНИЧЕСКОЕ родство народов? Что касается волжских татар ( тоже наши соседи) то их этническая история и с русскими и с финно-угорскими народами как раз тесно связанна. И их генетика как раз очень близка и к тем и к другим! Кстати какое этол вообще может вызывать удивление если по простому говоря у русских поволжья лчень много финской крови это ни кем не отрицается. Опять же общеизвестно что финно-угорские народы вощли в состав татарского этноса.Я видел очень много казанских татар которые как бы считаются чистокровными татарми у кого и дедушки и прадедушке только татары были и многие из них совсем не похожи на стереотипный образ татарина. То есть я о том что генетика это большая помощь и тем лингвистам кто восстанавливает мертвые языки. Хотя в этом случае она полностью согласуется с официальной этнической историей татар - булагры + финно-угры+ относительно не очень большое число золотоордынских воинов.
avatar
0
9 semelkin • 21:53, 05.02.2019
понятно что генетика не может ответить на все вопросы истории языков к примеру если бы мы не обладали другими данными то вряд ли представлялось бы возможным объяснить то что американские негры говорят на английском - поэтому правильный подход это привлекать в исследовании истории народа и его языка и данные лингвистики и археологии и генетики...   Опять же если мы видим например что англичане имеют общие гены с голландцами и генетически очень близки то это точно означает что и этнически они были одним народом или очень близкородственными народами ... в случае с англичанами это конечно только часть их предков те самые юты англы фризы и саксы с одной стороны и скандинавы с другой ... и те и другие очень близки по генетике голландцам.
avatar
0
4 pedrevan73 • 09:20, 05.02.2019
...И слова какого-то учёного из заметки на "финугоре" нельзя воспринимать как истину в последней инстанции. Откуда взялись данные, будто у финнов и "русских из Мурома" одна генетика? Ссылки в студию!.. Но даже если так - гены могут быть одни, а языки разные. Саамы - финно-угры по языку, а происходят они от охотников на мамонтов, мигрировавших с юга. Венгры по языку - угры, родственные хантам и манси, а по генетике ничем не отличаются от окружающих их народов - румынов и славян.
avatar
0
6 semelkin • 21:27, 05.02.2019
я видел страницу этого ученого в твиттере. Вроде бы серьезный исследователь. По крайней мере сложилось такое мнение. С другой стороны какие основания нам этим данным не доверять? Опять же язык точно неизвестно какой был. А генетика наука точная. Если генетика практически иденьтична то этому должно быть какое то объяснение. Учитывая то что мурома это финский народ значит все более чем объяснимо. Кстати если брать общепринятые версии происхождения то приходилось видеть и такую что по памяти " мурома или была переходным этносом от мордвы к финнам Финляндии или стояла ближе к последним чем к мордве. Опять же генетка тут скорее большой помошник чем враг. Сложнее с голландцами ведь народ германоязычный. Я общался с Чернявским по этому поводу мы сошлись на том что это народ квены живший на территории современной голландии скорее всего и поделился генами с пришлыми германцами. А по чему бы муромскому не иметь много общего с мордовскими и марийскими языками? Одно совсем не противоречит другому. Языки то и вправду очень близкие. У нас в Чувашии марийцы и мордва самые близкие соседи много их и унас в Республике проживает особенно мордвы. А северные чуваши считаются марийцами перешедшими на тюрский чувашский язык. Я кстати был на открытом уроке помню марийского языка и сразу заметил сходство с финским. Что касается этнической истории собственно финнов Финляндии (подчеркиваю!), то она представляется действительно очень сложной.
avatar
0
10 semelkin • 22:05, 05.02.2019
венгры отличаются по генетике от славян и румын! И уж точно что "ничем не отличаются" это не соостветсвует реальности. Этническая история венгров совсем друга!  Опять же очень загадочный народ пришел из Азии общеизвестно. И  с чего он может "совсем не отличатся" если в формировании веннгерского этноса. румынского (даки...) и славянского ( разные славянские народы тоже все таки  генетически отличаюся друг от друга даже те же сербы и хорваты генетически разные народы хотя по языку один этнос )  Но этногенез сложный. Даже чисто визуально многие венгры совсем не отличаются от северных европейцев можно и с нецем и с финном перепутать. А вид некоторых говорит о угорском происхождении.  Опять же с какими славянами сравнивать. Не будем забывать что славяне это языковая общность. Русские тоже славяне по языку а генетически опять же и это ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ! данные генетически ГОРАЗДО ближе к эстонцам и финнам  чем к сербам и чехам.
avatar
0
5 pedrevan73 • 09:27, 05.02.2019

Каким был язык муромы не знает никто. И не узнает, пока не будут найдены тексты. Поэтому приходится опираться исключительно на мнение учёных о том, что мурома была родственна мордве (полагаю, с сильным влиянием марийцев) и язык, созданный Чернявским - ну, с какими-то собственными, согласованными с Виталием, дополнениями в области лексики. Увы, мои знания в лингвистики не идут ни в какое сравнение с его!
avatar
0
7 semelkin • 21:38, 05.02.2019
То что она была родственна мордве с этим вообще сложно спорить. smile
avatar

uCoz