Главная » Статьи » Мои статьи |
Я издавна неровно дышал ко всяким возрождениям. Собственно, началось всё с фильма «Конан-варвар» – того самого, с Арнольдом нашим Шварценеггером. Меня привлекло загадочное слово «киммериец». С них я и начал интересоваться историей Крыма, где жил на тот момент. А вскоре появилась идея один такой древний народ возродить. Это были тавры, древние аборигены горного Крыма. Я представлял себе что-то вроде современного реконструкторского проекта «Один в прошлом», который несколько лет назад стартовал в Подмосковье. Вот только жить в посёлке раннего железного века я собирался не в течение полугода, а всю жизнь, занимаясь скотоводством, земледелием и, время от времени, принимая в посёлке туристов. Сейчас я понимаю, что это был эскапизм. Я мечтал бежать в горы подальше от цивилизации, от всех проблем украинского Крыма девяностых, от безденежья и отсутствия перспектив… Неосуществимая мечта… Зато расширил кругозор и познакомился со многими интересными людьми. А потом много чего произошло. Я уехал в Москву, обзавёлся семьёй, – и однажды узнал, что в России тоже есть энтузиасты, занимающиеся возрождением вымерших народов. Только куда более близкими современным людям и по времени, и по крови. Это был неомерянский проект, подробно останавливаться на котором не буду – в Сети масса материалов; ищите и обрящете. Поиграв в восстановление новомерянского языка (люблю конланги, пытался и сам их придумать, но лингвист из меня неважный), я понял, что не моего это ума дело – тут нужен специалист. И оказалось, такой специалист есть, и он даже «возродил» уже язык муромы. Это Виталий Чернявский, московский врач и полиглот, увлечённый финно-угорскими языками. Собственно, по моему сугубо личному мнению, для подлинного возрождения нужно обладать хотя бы крошечным текстом, дабы иметь представление о восстанавливаемом языке. Такие тексты были в руках специалистов, возродивших корнуолльский язык, и воссоздавших новопрусский. Увы – ни меря, ни мурома, ни мещера не оставила ни строчки текста, по которому можно было бы судить о языках этих народов. Лишь топонимы. Но географические названия порой наслаиваются друг на друга в течение тысяч и сотен лет, подвергаются искажениям, и трудно бывает соотнести их с тем или иным этносом и эпохой. Посему, можно ли назвать муромский язык возрождённым, восстановленным? Не более ли правильно отнести его к конлангам? Виталий Чернявский с подобным категорически не согласен, указывая на то, что конланг - именно искусственный язык вроде эсперанто или воляпюка, подчёркивая то, что муромский воссоздан на живой основе - поволжско-финских языках и топонимике. О муромском, как раз на основе анализа топонимов, можно сказать лишь, что это был язык, близкий мордовским – эрзянскому и мокшанскому, но всё же отличный от них (ну, ещё плюс данные археологии, подтверждающие, что мурома была народом именно финно-угорским, а не славянским или балтским). Так, на территории обитания муромы не встречается гидроним лей/ляй – «река», который является важным маркером присутствия в регионе мордовского населения. Территория нынешней республики Мордовия и прилегающих областей, некогда населённых мордовскими племенами, изобилует названиями типа: Ляпляй, Шевырляй, Ашлей, Каргалей… При этом, учитывая, что русскоязычным жителям окрестностей Мурома было свойственно «уканье», когда «у» вставлялось в речь там, где его вовсе быть не должно (угурод, угурец), можно сделать вывод, что муромский был близок тем диалектам эрзянского языка, которым свойственна замена звука «о» на «у», если первый звук в основе – «у»: куду вместо кудо «дом», туву вместо туво «свинья»… Воссоздание языков совершается либо ради научных целей (так, например, лингвисты восстанавливают фонетику, лексику и грамматику предка всех индоевропейских языков), либо с целью вернуть язык к жизни. А значит, вернуть к жизни и вымерший некогда народ. Вымерший не буквально, а лишь утративший свой родной язык, слившийся с другим, доминирующим народом. Так некогда перешло на английский кельтское население полуострова Корнуолл, а жители Пруссии заговорили на немецком, утратив балтский прусский язык. Перешли на латышский ливы. Точно так же по-русски заговорила и мурома. Согласно официальной науке, мурома полностью ассимилируется пришлыми славянами веке этак в ХI. В качестве доказательства приводятся данные археологии, согласно которым именно к этому времени сходят на нет самобытные украшения муромских женщин и специфический обряд погребения, и население региона полностью уподобляется в материальной культуре славянам. Подобное утверждение не выдерживает никакой критики. Этак, через пять тысяч лет, оценивая нашу эпоху, археологи будущего скажут, что на рубеже ХХ и ХХI веков США, видимо, захватила СССР, уничтожив и ассимилировав местное славянское население. Потому и не встречаются более привычные пуговицы завода «Большевичка», бутылки от лимонада «Буратино» и остатки советских автомобилей, зато в изобилии заклёпки от джинсов, бутылки от «Кока-колы» и ржавые обломки западных машин… С муромой случилось то же самое – культурная ассимиляция при сохранении собственного языка. И надо думать, упоминаемая в «Книге Полоцкого похода» XVI века муромская мордва – это та самая мурома. Равно как и «татары, называемые мордвой», по словам одного европейского путешественника, в изобилии населявшие Муром ещё в XVII веке. Окончательная нивелировка произошла только веку к XX. Потому как, согласно воспоминаниям самого В. Чернявского, он ещё в 80-е годы прошлого века беседовал с человеком, который утверждал, что он «мурома́р». Понятно, это не научно зафиксированный факт, но подобное вполне возможно. Можно ли возродить «вымершую» мурому, используя язык, созданный Виталием Чернявским на основе мордовских (и других финно-угорских) языков и топонимики? Теоретически – да. Зачем это нужно? В. Чернявский сообщает, что язык создавал по заказу людей, считающих себя потомками муромы и желающих на нём говорить. Что же до меня самого... Некоторым интересно смотреть, как двадцать два мужика бегают по полю, пытаясь загнать в ворота мяч. Другим нравится мёрзнуть зимой у проруби, пытаясь вытащить на лёд пару-тройку мелких рыбёшек… Меня, вот, заинтересовал новомуромский язык. Много лет назад в Крыму я мечтал, чтобы какой-нибудь академик воссоздал для меня на основе санскрита язык индоариев-тавров. Но с таврами у меня никакого кровного родства нет. А вот с муромой – как знать? Предки-то из Поволжья… | |
Просмотров: 317 | Комментарии: 10 | |
Всего комментариев: 10 | |
0
0
0
| |