Главная » Статьи » Мои статьи |
На фото (см. также Фотоальбом, раздел "Костюм древней муромы") представлены современные реконструкции женского костюма муромы. Авторы реконструкции - девушки из г. Елец Волкова Ирина, Попова Ольга, и из Москвы - Анна Солдатова. Позаимствованы отсюда: https://vk.com/club105744663, https://vk.com/id6202599, https://vk.com/id136988133, https://vk.com/id64358945 Опуская подробный анализ всех деталей, остановлюсь лишь на некоторых. Тех, которые особо привлекли моё внимание. Ну, во-первых, головные дуги. Они уникальны. Насколько мне известно, кроме муромы подобных украшений не было больше ни у одного окрестного народа – ни у мордвы (что заметно выделяет мурому из поволжско-финских племён), ни у марийцев, ни у славян. Кто-то находит особые заколки для волос у прибалтийско-финских народов, но, как по мне, разница огромна. Головные дуги, как и прочие украшения муромы, исчезают после колонизации края славянами, веке в XI-XII. Но вот картинка, которую я случайно обнаружил в Сети. Это девушка в народном костюме Воронежской губернии. По одним источникам – село Краснолипье, по другим – Шубное. Но они там недалеко друг от друга. Подпись под первым увиденным мной фото гласила, что это костюм казачки-однодворки. Обратите внимание на головной убор! Это почти те же самые муромские головные дуги, но только из ткани, не обмотанные бронзовой проволокой. Откуда такое сходство? Вот моя версия. В XVI – XVII вв. в Русском государстве сложился особый класс служилых людей, несших пограничную службу на южных рубежах страны и получавших за оную земельные наделы, но дворянского звания не получивших. Пожалуй, по аналогии с Японией, их можно было бы назвать мелкими самураями или даже асигару. Не дворяне, но и не крепостные мужики. А Воронежская губерния в те времена как раз и представляла собой окраину Российского царства. Пограничье заселялось выходцами из центральной России, часто из Поочья. То есть, в том числе и из тех земель, где некогда жила мурома. А как я уже писал в предыдущих статьях, не исключено, что под именем "муромской мордвы" народ этот дожил века до XVIII-го, а то и вплоть до ХХ-го. Вполне возможно, что поздняя мурома и внесла в Воронежский костюм такой элемент как головные дуги, которые, исчезнув в виде обмотанных бронзовой проволокой шнуров из конского волоса и кожи, сохранялись в виде тканевых валиков. Не стану этого утверждать наверняка; буду рад, если моё предположение подтвердит или опровергнет специалист по народному костюму. Но вот что интересно – неподалёку от вышеозначенных сёл протекает река Усть-Муравлянка, на которой стоит одноимённое село. Кстати, деревня, село и река Муравлянка есть также в Рязанской и Тульской областях. По народной этимологии, название эти пошли от «травы-муравы», но выглядит это неубедительно. Есть версия, что названия пошли от диалектного «муравли», то есть, муравьи. Но я не лингвист, тут судить не возьмусь. А может, всё-таки, от муромы?.. ...Продолжение следует. Полаткс ул̃и икел̃е. | |
Просмотров: 1497 | | |
Всего комментариев: 0 | |